Image

Хедж-фонды финансируют коллективные иски

https://www.nytimes.com/2018/06/25/business/hedge-funds-mass-torts-litigation-finance.html

Victor J. Blue/Bloomberg

By Matthew Goldstein and Jessica Silver-Greenberg

  • 25 июня 2018
Image

Группа хедж-фондов Blackstone Group в состав которой входит финансовая компания DRB Capital, принадлежит ко все более растущему числу компаний предлагающих финансирование исков, связанных с нанесением персонального ущерба фармацевтическими компаниями и компаниями-производителями медицинского оборудования.

 

 

Хедж-фонды и частные компании прямого инвестирования увеличивают свои вложения в крупные судебные иски против фармацевтических компаний и производителей медицинского оборудования.

Инвестиционные фирмы ссужают деньги юридическим фирмам, которые ведут  так называемые коллективные иски и предоставляют денежные авансы истцам, вовлеченным в такие судебные разбирательства. Активность на этом рынке растет, как и растет контроль прокуроров и законодателей над всей отраслью литигационного финансирования.

Ранее в этом году EJF Capital, хедж-фонд с бюджетом в 6 миллиардов долларов, начал привлекать деньги для своего третьего инвестиционного фонда, целью которого, согласно распространенному инвестиционному меморандуму, является финансирование юристов, занимающихся коллективными исками. Целью нового фонда является привлечение 300 миллионов долларов в дополнение к 450 миллионов долларов, которые хедж-фонд Arlington уже предоставил юридическим фирмам, занимающимся исками о нанесении персонального ущерба.

EJF Capital стал одним из пионеров рынка финансирования, предоставляющим ссуды юристам, занимавшихся коллективными исками. Такие ссуды могут предоставляться под 18 % годовых.

Бизнес литигационного финансирования становится все более конкурентным. Фирмы Уолл-стрит и другие инвесторы стали финансировать все большее количество исков, поданных истцами, которым был нанесен персональный ущерб.  

Адам Дж. Левитт, адвокат в Чикаго, чья деятельность сконцентрирована на работе с коллективными исками, отметил постоянное увеличение количества хедж-фондов, стремящихся войти в бизнес литигационного финансирования. Он сказал, что одной из причин является их стремление к инвестициям, которые не коррелируют со взлетами и падениями финансовых рынков или с общим состоянием экономики.

Хедж-фонды, такие как Fortress Investment Group, Pravati Capital и Virage Capital Management, в последние годы активно финансировали юридические фирмы, обслуживающие коллективные иски, считают юристы и руководители кредитных организаций.

В маркетинговых документах нового фонда EJF Capital говорится, что фирма увидела возможность воспользоваться «существующей банковской нормативно-правовой базой», запрещающей банкам кредитовать фирмы, занимающиеся коллективными исками.

Между тем, появляется множество новых фирм, включая хедж-фонды и фирмы, аффилированные с хедж-фондами, которые специализируются на кредитовании адвокатов, занимающихся коллективными исками.

Deer Finance, небольшая манхэттенская фирма, один из членов совета директоров которой работал ранее в хедж-фонде Fir Tree Partners, начала заниматься такими кредитами в прошлом году. Аризонская инвестиционная компания Stillwell Madison подписала соглашение о финансировании в 2016 году с Girardi Keese, компанией из Лос-Анджелеса, занимающейся инвестированием в коллективные иски, она же занималась делом, в котором прославился фильм «Эрин Брокович».

Некоторые хедж-фонды рассматривают возможность предоставления финансирования юридическим фирмам для того, чтобы они могли приобретать портфели исков у конкурирующих фирм (речь идет об исках коллективного финансирования).

Том Джирарди из Girardi Keese, один из самых успешных адвокатов по коллективным искам, сказал, что получение финансирования от альтернативных кредиторов было необходимо для борьбы с компаниями с неограниченным бюджетом. «Если вы собираетесь бороться с ними, вам лучше иметь деньги, чтобы правильно представить эти иски», - сказал он.

Литигационное финансирование как бизнес существует уже давно, но до недавнего времени этот бизнес в основном был сосредоточен на финансировании сложных долгосрочных коммерческих судебных процессов. Акцент на финансировании исков, связанных с нанесением персонального ущерба является более новым и потенциально еще более выгодным для кредиторов и инвесторов.

По оценкам аналитиков, рынок литигационного финансирования составляет не менее 10 миллиардов долларов, и они ожидают, что этот рынок будет расти.

По мере роста литигационного финансирования государственные и федеральные власти начинают более пристально вглядываться в этот вид бизнеса, в котором предоставление истцам финансирования под залог будущего выигрыша в суде является обычным делом.

В Нью-Йорке законодатели штатов пытаются усилить требования к фирмам,  предоставляющих услуги литигационного финансирования. Так, они вводят регулирование, ограничивающее процентные ставки. Критики говорят, что мелкий шрифт этих сделок часто непонятен обычному человеку и что, после выплаты полученных ссуд, истцы могут получить лишь небольшую часть от суммы выигранного иска, горазда меньшую, чем они ожидали.

«Мы превратили нашу систему гражданского правосудия в прибыльный бизнес, на который стаями слетается воронье с Уолл-стрит», - сказал Том Стеббинс, исполнительный директор Альянса по реформированию судебных процессов в Нью-Йорке. «Они рассматривают судебные процессы как инвестиции с низким уровнем риска. Они считают, что наверняка получат свою долю пирога, особенно если их портфель будет набит перспективными исками».

Фирмы литигационного финансирования, в свою очередь, говорят, что они играют важную роль в восстановлении социальной справедливости и помогают сторонам, нуждающимся в краткосрочных денежных средствах, учитывая тот факт, что истцы с перспективными и справедливыми исками годами пробиваются через правовую систему, не имея достаточного количества денег для оплаты возникающих юридических издержек.

Денежные авансы помогают частным лицам «удовлетворять насущные финансовые потребности и иметь финансовые возможности для ведения дел против фирм с толстым кошельком», - сказал Джим Терлицци, исполнительный директор DRB Capital, компании, которая предлагает такие авансы и находится в собственности Blackstone Group – частной компании прямого инвестирования.

 

Фирмы, представляющие литигационное финансирование, сталкиваются со все более растущим давлением. В прошлом месяце три сенатора-республиканца представили меру, которая потребует от адвокатов раскрытия информации о финансировании их дела третьей стороной.

Федеральный судья в Кливленде, осуществляющий надзор за сотнями коллективных исков против производителей опиоидов, в прошлом месяце приказал юридическим фирмам, отстаивающим интересы истцов,  раскрывать информацию о любом финансировании, которое они получали от третьих сторон.

Юристы истцов и инвестиционные фирмы утверждают, что деньги, которые предоставляют фирмы, позволяют вести дорогостоящий судебный процесс против крупных компаний. Но некоторые хедж-фонды устанавливают более высокие процентные ставки, если дело затягивается слишком долго.

Элизабет Берч, профессор юридического факультета Университета Джорджии, сказала, что она считает сам бизнес литигационного финансирования весьма проблематичным, поскольку оно «поощряет быстрые [внесудебные] урегулирования, которые, по крайней мере в контексте групповых исков, вряд ли будут отвечать в наибольшей степени интересам истцов».

Follow Matthew Goldstein and Jessica Silver-Greenberg on Twitter: @mattgoldstein26 and @jbsgreenberg.