Image

https://www.marketwatch.com/story/in-low-yield-environment-litigation-finance-booms-2018-08-17

Published: Aug 21, 2018 10:59 a.m. ET  

By  BRIANBAKER

 

БУМ ЛИТИГАЦИОННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В МИРЕ НИЗКИХ СТАВОК

 

WASHINGTON – Инвесторы, пострадавшие от более чем десятилетия низких процентных ставок, ищут более высокую доходность в новых классах активов, что приводит к буму в отрасли литигационного (судебного) финансирования, при котором судебные процессы финансируются третьими сторонами.

«Я думаю, литигационное финансирование стало настоящим новым трендом», - заявила недавно Синди Чен Делано, старший юридический аналитик инвестиционной компании Whitebox Advisors LLC, в Нью-Йорке.

Объем рынка литигационного финансирования колеблется сейчас в пределах от $50 миллиардов до $100 миллиардов, заявила она, сославшись на финансовые отчеты крупнейших юридических компаний.

Она сказала, что доходы, получаемые литигационными финансистами, более привлекательны, чем доходы, получаемые от инвестиций в акции и облигации.

Однако практика получения прибыли от судебных исков подверглась критике со стороны определенных кругов, в том числе Торговой палаты США.

Критики говорят, что такая практика приведет к большему количеству исков в нашем и без того сутяжническом обществе и уменьшит выплаты пострадавшим, которые им назначил суд. «Стороннее финансирование ведет к увеличению количества судебных исков, подрывает контроль истцов над делом и излишне затягивает судебные разбирательства», - написала Лиза Рикард, президент Института правовой реформы Палаты США, в июньской статье, опубликованной в Регистре Де-Мойна. (wrote in a June op-ed published in the Des Moines Register.)

Обеспокоенность Палаты связана с тем, что ей не нравятся судебные разбирательства в целом, сказал Энтони Себок, профессор юридической школы Кардозо Университета Иешивы и эксперт по финансированию судебных процессов. «Но если тебе не нравится литигационное финансирование, никто не неволит тебя прибегать к нему» - сказал он.

По словам Себока, финансирование судебных процессов третьими сторонами ранее было незаконным, но, начиная с конца 1990-х годов, запретительные меры понемногу сошли на нет. Исторически присутствовало общее беспокойство по поводу использования судебных процессов в качестве заработка денег и убеждение, что суды не должны быть открыты для финансовых спекуляций, сказал он.

Себок сказал, что правовая система должна решить, является ли претензия действительной или нет, но бесспорным является тот факт, что финансирование судебных разбирательств помогает большему количеству этих претензий быть услышанными.

Стороннее финансирование судебных разбирательств привлекло внимание в 2016 году после того, как стало известно, что венчурный капиталист Питер Тиль помог оплатить иск бывшего борца Халка Хогана против Gawker Media, что привело к банкротству компании. Тиль сказал, что он не рассматривал дело как коммерческое предприятие и не ожидал получить прибыль.

Burford Capital Ltd. BRFRY, -9.66%  компания литигационного финансирования, котирующаяся на лондонской бирже, была основана в 2009. Юридические фирмы не могли в кризисный период получать финансирование из своих обычных источников, таких как банки, что создало возможность такого стороннего финансирования. В 2017 году Burford Capital сообщила о доходности собственного капитала в 37%.

Burford Capital инвестирует в иски, когда, по ее мнению, сумма компенсации, присужденной истцу, минимум в 10 раз превысит затраты компании на ведение этого иска, при том, что истцу в случае выигрыша достается значительная часть этой компенсации. Перед нвестированием фирма анализирует уровень юристов, участвующих в деле, и пытается оценить вероятность выигрыша данного иска. При этом, в случае привлечения литигационного финансиста 95% дел в конечном итоге решаются путем внесудебного урегулирования.

Одна из наиболее распространенных ситуаций, при которых фирма принимает решение об инвестировании, это когда у истца (или у лица его финансирующего) обнаруживается нехватка средств на продолжение ведения дела, и в этом случае Burford Capital становится таким финансистом, готовым предоставить средства для продолжения судебного разбирательства.

«Этот тип инвестиций относится к моим любимым, потому что вы получаете выгоду от долгих лет ранее состоявшихся и уже оплаченных судебных разбирательств, на которые нами не было затрачено ни цента. А инвестируем мы в эти иски (на их последней стадии) на тех же условиях (что и первоначальные спонсоры, потратившие кучу денег на ведение предшествующих процессов)», - сказал представитель фирмы.

Burford Capital распологает в настоящее время капиталом в 3,3 миллиарда долларов,доступного для рассмотрения дел. Себок является консультантом Burford Capital по этическим вопросам.

Что же касается розничных инвесторов – их возможности ограничены акциями Burford Capital и находящегося в Австралии IMF Bentham Ltd. IMF Bentham Ltd (IMF, -1.06%) -другая публичная финансовая компания, которая сообщила о доходности  собственного капитала в размере 7,6% в 2017 финансовом году. По словам Себока, большая часть привлеченных средств поступает от учреждений и частных инвесторов.

Критики финансирования судебных разбирательств указывают на способность спонсоров, таких как Тиль в иске Хогана, оставаться анонимными. Сенатор-республиканец Чак Грассли из Айовы, Том Тиллис из Северной Каролины и Джон Корнин из Техаса в мае приняли Закон о прозрачности финансирования судебных процессов, который потребует раскрытия сторонних соглашений о финансировании в гражданских исках.

«Финансирование судебных процессов со стороны третьих лиц закачивает миллионы долларов в нашу систему правосудия, и в настоящее время отсутствие надзора затрудняет отслеживание влияния этих денег на судебные разбирательства», - сказал Корнин в заявлении во время представления законопроекта.

Но представители отрасли литигационного финансирования не ожидают, что большая прозрачность сильно изменит ситуацию.

«Я думаю, что мы перейдем к какому-то правилу, когда имена спонсоров будут раскрыты», - сказал Джим Батсон, управляющий инвестициями в IMF Bentham. «Максимум, что это даст – будет просто понятно какой процент дел финансируется третьими сторонами, не более».